Пандемия, начавшаяся в прошлом году, серьезно изменила наш образ жизни. В большой степени ситуация затронула и DIY-ритейл.
Дом в условиях вынужденных ограничений стал для нас на долгое время многофункциональным пространством – офисом, школой, спортивной площадкой, рестораном. Люди начали все чаще инвестировать в свой дом, «сердце жизни», и рынок DIY в этой ситуации оказался необычайно востребованным. Покупатели с удовольствием стали тратить деньги, отложенные для отдыха, на благоустройство дома.
Как же сейчас развивается рынок товаров для дома, ремонта и сада в России?
Что будет с DIY-ритейлом в ближайшем будущем, какие вызовы стоят перед рынком?
27-28 мая 2021 года в Москве прошёл профессиональный саммит индустрии товаров для дома, ремонта и сада DIY & HOUSEHOLD RETAIL RUSSIA, организованный компанией BBCG. От первых лиц – лидеров отрасли, а также от международных экспертов можно было получить самую актуальную информацию: инновации, успешные практики, тренды, мнения, чем мы не преминули воспользоваться. Итак, наш обзор.
Тренды:
- COVID дал ускорение в развитии цифровизации:
- онлайн продажи через собственные сайты и маркет-плейсы,
- buy online – pickup in store – развитие пунктов выдачи заказов
- live streaming – «магазин на диване»
- phygital – вид цифрового маркетинга, который объединяет виртуальные и реальные коммуникации, причем не последовательно, а одновременно,
- активное использование каналов instagram, tik-tok и привлечение инфлюенсеров для продвижения товара.
- Живые офлайн магазины останутся. Самыми актуальными задачами станет сокращение расходов, максимальное удовлетворение спроса, создание нового спроса в формате «нового покупательского опыта».
- Бурного роста DIY не будет. Рынок продолжит развиваться, станет более цивилизованным, системным. Рекордно низкая стоимость ипотеки на жилье дала задел на увеличение спроса на дома и квартиры максимум на 1-2 года. При этом есть тренд на увеличение стоимости строящегося жилья.
- Большое внимание к обустройству загородного жилья. Изолированность во время пандемии, закрытие границ между странами, ограничения в посещении общественных мест для отдыха привело к тому, что загородный дом или дача стали местом для работы и отдыха, что, несомненно, увеличило продажи на DIY рынке.
- Спрос на модульные решения в строительстве (модульная мебель, каркасные дома и др.)
- Продолжение тенденции устойчивого развития в ведении бизнеса (все должно быть максимально экологичным).
Вызовы:
- Рекордный рост цен на материалы на 50-100% (металл, дерево), невозможность быстро увеличить конечные цены для покупателей и, как следствие, невозможность нормально зарабатывать.
- Риски компаний продавцов по работе с маркетплейсами. Когда условия контрактов в одностороннем порядке диктуют торговые площадки – это существенная угроза бизнесу, вплоть до банкротства.
Один из важных вопросов, обсуждаемых на конференции, – роль живого магазина в быстро меняющемся, все более цифровом мире. Практически единогласное мнение большинства участников саммита: офлайн останется, но трансформируется так, чтобы стать более привлекательным и отвечающим новым запросам покупателей.
Вот несколько комментариев на эту тему известных игроков рынка DIY:
«Нет задачи развивать только off или on. Есть задача нарастить продажи удобным для покупателя способом. Как ни странно звучит, но чтобы увеличить продажи онлайн, нужно открыть в этом городе оффлайн магазин»
Максим Генке, управляющий директор по коммерции и маркетингу Hoff
«Важен бесшовный клиентский опыт, приятное времяпрепровождение в магазине. Сейчас мы кардинально меняем offline опыт»
Владимир Корчагов, исполнительный директор «Аскона«
«Мы развиваем омниканальную концепцию магазинов, параллельно в работе около 40 проектов в разных направлениях и сферах (online, offline). Тестируем, но принимаем только то, что реально работает, – ПВЗ (пункты выдачи заказов) и др. Мы продолжаем строить физические магазины»
Егор Ваганов, директор омниканальной концепции магазинов Leroy Merlin
«Мы верим в офлайн»
Игор Раич, генеральный директор Jysk
«Физический магазин – это канал привлечения клиентов»
Антон Макаров, основатель, генеральный директор Диван.РУ
«С приходом больших магазинов (в том числе DIY) потерялась персонализация. Современные технологии (AI, VR, phygital, др.) позволяют, как персонализировать коммуникации, так и помогают получать новый клиентский опыт в физических магазинах»
Эмин Алиев, Ведущий эксперт по цифровой трансформации и корпоративным инновациям
И самый, на мой взгляд, главный вывод конференции DIY & HOUSEHOLD 2021: несмотря на всеобщую цифровизацию, живая физическая среда остается важным и эффективным инструментом для взаимодействия с покупателем. «Важно увидеть и пощупать товар, а через интернет это не сделать». И в этом смысле, правильно выстроенный мерчендайзинг совместно с профессиональным световым решением и подготовленным персоналом позволяют создать для клиента яркие впечатления и эмоции, получить новый опыт и завершить покупку.
Автор публикации — Сергей Лукин, директор по развитию бизнеса направления DIY, эксперт по свету
|